Революция, как она есть
Октябрьская революция, 1917
Кубинская революция, 1959
Ночь Святого Георгия, 1343
Революция кьомпи, 1378
Восстание в Бобылне, 1437
Даке Фейд, 1542
Славная революция, 1688
Американская революция, 1774
Великая французская революция, 1789
Гаитянская революция, 1804
Бельгийская революция, 1830
Весна наций, 1848
Славная революция, 1868
Революция Синхаи, 1911
Вожди революции




Добавим Ваши материалы по теме.
Наш E-mail: support@kollapsis.ru


Нужна ли России сейчас революция?
 Да
 Нет
 Все равно не поможет


Горячие новости:

Революция в Киргизии и её последствия
Читать

Зюганов обещает революцию в России!
Читать

Революция в Греции
Читать

Снимают фильм о революционных потомках, свидетельствующих о китайско-русской дружбе
Читать

20-летие падения Берлинской стены
Читать



 

Жены декабристов

Нам известны имена одиннадцати спутниц первых русских революционеров-дворян. Они не были членами тайных обществ, не принимали участия в восстании 14 декабря 1825 года. Но их имена вписаны в историю политической ссылки.

Они отказались от всех доступных им благ, не побоялись лишиться привилегий своего класса и разделить с мужьями их участь, тяжесть тернистого пути. Они смело последовали в край каторги и ссылки. Русская передовая общественность справедливо расценила этот поступок жен декабристов, как акт огромного общественного звучания, а не только как подвиг любви и супружеской верности. Сам факт добровольного следования жен за «государственными преступниками», противниками самодержавия и крепостничества, их работа в Сибири в условиях строжайшего надзора получили большое политическое и широкое общественное значение.

Создавая всевозможные препятствия к отъезду жен декабристов, Николай I ставил условием такого отъезда оставление детей в европейской России. Из всех препятствий это было самое жестокое. Шести женам пришлось пережить муки расставания с детьми.

Безмерно тягостным был переезд в забайкальские «каторжные норы». Только героические усилия и неиссякаемая энергия этих женщин-декабристок дали им силу преодолеть расстояние в 7 тысяч верст, и притом в зимние вьюги, стужу. Они мчались туда, в край отверженных, по, бескрайнему кандальному тракту почти без остановок, обгоняя партии арестантов и каторжников.

Мария Волконская описывает, что она ехала, не останавливаясь ни днем, ни ночью, не вылезая из кибитки, ей подавали «кусок хлеба или что попало, или же стакан молока …«

Первой выехала в Сибирь Екатерина Трубецкая. В Иркутске она задержалась на целых полгода. Местный губернатор Цейдлер, в точности исполняя особое секретное предписание царя, делал все возможное, чтобы заставить Трубецкую вернуться обратно в Россию. Он заставил ее подписать ряд обязательств, лишавших ее элементарных человеческих прав, объявил, что может отправить княгиню к мужу лишь по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Но Трубецкая осталась непреклонной в своем решении, и иркутский губернатор вынужден был разрешить ей отправиться к мужу в собственном экипаже.

Волнующими были их первые встречи с мужьями. Когда Трубецкая увидела впервые мужа в кандалах, в оборванном и грязном тулупчике, подпоясанном веревкой, обросшего, она упала в обморок. А Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и сначала поцеловала кандалы, а затем его самого.

В Благодатском и началась общественная работа Волконской и Трубецкой, поселившихся в тесной холодной избушке. В окнах вместо стекол была вставлена слюда, а печь сильно дымила. Волконская, не считаясь с запретами, смело проникла в подземелье рудника, где работали декабристы, и, несмотря на окрики офицера, добежала до работавших там осужденных, передала привезенные с собой письма. Обе женщины первый раз в жизни готовили и отправляли в тюрьму супы и каши. Только здесь молодые аристократки научились понимать всю ценность жизни.

Осенью 1827 года почти одновременно приехали в Читу Елизавета Нарышкина, дочь известного героя Отечественной войны 1812 года генерала Коновницына, и Александра Ентальцева, жена подполковника артиллерии А.В. Ентальцева, который после тяжелой и длительной болезни скончался в 1845 году в Ялуторовске.

Шестой женщиной, последовавшей в Сибирь к мужу, была Прасковья Анненкова, урожденная Гебль, парижанка. Считаясь невестой И.А. Анненкова, добилась разрешения ехать за женихом в Сибирь и в Чите с ним обвенчалась.

Позже других присоединялись к героическим женщинам Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Анна Розен и Мария Юшневская.

Александра Давыдова, жена того самого Василия Львовича Давыдова, что был владельцем села Каменка, где в годы южной ссылки бывал молодой Пушкин.

Писатель Лев Толстой, ознакомившись с перепиской М.А. Фонвизина с женой, был поражен красотою и глубиною душевного облика Фонвизиной. Он хотел сделать ее героиней своего большого романа «Декабристы», посвященного эпохе и людям восстания 14 декабря. Три главы этого задуманного, но не ненаписанного романа были даже опубликованы им в 1884 году.

С приездом в Читу жен наладилась постоянная связь декабристов с родными. Так как самим заключенным было запрещено писать письма, то это делали за них женщины. Они распределили между собой всех декабристов и стали писать о них к своим родным, а те, передавали известия по назначению. На имя жен декабристов приходили газеты и журналы, в том числе и иностранные.

Пренебрегая опасностью, Александра Григорьевна Муравьева, жена декабриста Никиты Муравьева и сестра декабриста Захара Чернышева, привезла и передала в Чите стихи Пушкина «В Сибирь» и «Мой первый друг», посвященное Ивану Пущину. Ей грозила тюрьма, если бы эти послания великого певца свободы были найдены при обыске.

В Сибири Александра Муравьева прожила недолго. В 1832 году, когда декабристы томились в казематах Петровского Завода, она, бегая в сильные морозы из камеры мужа на квартиру к маленьким детям, сильно простудилась и вскоре умерла. Ее нравственная чистота, беспредельная преданность мужу, сознательное сочувствие политическим идеалам свободолюбцев, бескорыстное стремление облегчить участь товарищей по несчастью вызывали чувства уважения и восхищения у всех декабристов, близко ее знавших.


На поселении умерли еще две жены декабристов (Ивашева и Трубецкая). Три овдовели в Сибири; им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Две жены последовали за мужьями из Сибири на Кавказ (Розен и Нарышкина) и три вернулись с мужьями после амнистии 1856 года (Фонвизина, Волконская и Анненкова).