Жены декабристов
Нам известны имена одиннадцати спутниц первых русских революционеров-дворян. Они не были членами тайных обществ, не принимали участия в восстании 14 декабря 1825 года. Но их имена вписаны в историю политической ссылки.
Они отказались от всех доступных им благ, не побоялись лишиться привилегий своего класса и разделить с мужьями их участь, тяжесть тернистого пути. Они смело последовали в край каторги и ссылки. Русская передовая общественность справедливо расценила этот поступок жен декабристов, как акт огромного общественного звучания, а не только как подвиг любви и супружеской верности. Сам факт добровольного следования жен за «государственными преступниками», противниками самодержавия и крепостничества, их работа в Сибири в условиях строжайшего надзора получили большое политическое и широкое общественное значение.
Создавая всевозможные препятствия к отъезду жен декабристов, Николай I ставил условием такого отъезда оставление детей в европейской России. Из всех препятствий это было самое жестокое. Шести женам пришлось пережить муки расставания с детьми.
Безмерно тягостным был переезд в забайкальские «каторжные норы». Только героические усилия и неиссякаемая энергия этих женщин-декабристок дали им силу преодолеть расстояние в 7 тысяч верст, и притом в зимние вьюги, стужу. Они мчались туда, в край отверженных, по, бескрайнему кандальному тракту почти без остановок, обгоняя партии арестантов и каторжников.
Мария Волконская описывает, что она ехала, не останавливаясь ни днем, ни ночью, не вылезая из кибитки, ей подавали «кусок хлеба или что попало, или же стакан молока …«
Первой выехала в Сибирь Екатерина Трубецкая. В Иркутске она задержалась на целых полгода. Местный губернатор Цейдлер, в точности исполняя особое секретное предписание царя, делал все возможное, чтобы заставить Трубецкую вернуться обратно в Россию. Он заставил ее подписать ряд обязательств, лишавших ее элементарных человеческих прав, объявил, что может отправить княгиню к мужу лишь по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Но Трубецкая осталась непреклонной в своем решении, и иркутский губернатор вынужден был разрешить ей отправиться к мужу в собственном экипаже.
Волнующими были их первые встречи с мужьями. Когда Трубецкая увидела впервые мужа в кандалах, в оборванном и грязном тулупчике, подпоясанном веревкой, обросшего, она упала в обморок. А Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и сначала поцеловала кандалы, а затем его самого.
В Благодатском и началась общественная работа Волконской и Трубецкой, поселившихся в тесной холодной избушке. В окнах вместо стекол была вставлена слюда, а печь сильно дымила. Волконская, не считаясь с запретами, смело проникла в подземелье рудника, где работали декабристы, и, несмотря на окрики офицера, добежала до работавших там осужденных, передала привезенные с собой письма. Обе женщины первый раз в жизни готовили и отправляли в тюрьму супы и каши. Только здесь молодые аристократки научились понимать всю ценность жизни.
Осенью 1827 года почти одновременно приехали в Читу Елизавета Нарышкина, дочь известного героя Отечественной войны 1812 года генерала Коновницына, и Александра Ентальцева, жена подполковника артиллерии А.В. Ентальцева, который после тяжелой и длительной болезни скончался в 1845 году в Ялуторовске.
Шестой женщиной, последовавшей в Сибирь к мужу, была Прасковья Анненкова, урожденная Гебль, парижанка. Считаясь невестой И.А. Анненкова, добилась разрешения ехать за женихом в Сибирь и в Чите с ним обвенчалась.
Позже других присоединялись к героическим женщинам Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Анна Розен и Мария Юшневская.
Александра Давыдова, жена того самого Василия Львовича Давыдова, что был владельцем села Каменка, где в годы южной ссылки бывал молодой Пушкин.
Писатель Лев Толстой, ознакомившись с перепиской М.А. Фонвизина с женой, был поражен красотою и глубиною душевного облика Фонвизиной. Он хотел сделать ее героиней своего большого романа «Декабристы», посвященного эпохе и людям восстания 14 декабря. Три главы этого задуманного, но не ненаписанного романа были даже опубликованы им в 1884 году.
С приездом в Читу жен наладилась постоянная связь декабристов с родными. Так как самим заключенным было запрещено писать письма, то это делали за них женщины. Они распределили между собой всех декабристов и стали писать о них к своим родным, а те, передавали известия по назначению. На имя жен декабристов приходили газеты и журналы, в том числе и иностранные.
Пренебрегая опасностью, Александра Григорьевна Муравьева, жена декабриста Никиты Муравьева и сестра декабриста Захара Чернышева, привезла и передала в Чите стихи Пушкина «В Сибирь» и «Мой первый друг», посвященное Ивану Пущину. Ей грозила тюрьма, если бы эти послания великого певца свободы были найдены при обыске.
В Сибири Александра Муравьева прожила недолго. В 1832 году, когда декабристы томились в казематах Петровского Завода, она, бегая в сильные морозы из камеры мужа на квартиру к маленьким детям, сильно простудилась и вскоре умерла. Ее нравственная чистота, беспредельная преданность мужу, сознательное сочувствие политическим идеалам свободолюбцев, бескорыстное стремление облегчить участь товарищей по несчастью вызывали чувства уважения и восхищения у всех декабристов, близко ее знавших.
На поселении умерли еще две жены декабристов (Ивашева и Трубецкая). Три овдовели в Сибири; им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Две жены последовали за мужьями из Сибири на Кавказ (Розен и Нарышкина) и три вернулись с мужьями после амнистии 1856 года (Фонвизина, Волконская и Анненкова).
|
|