Революция, как она есть
Октябрьская революция, 1917
Кубинская революция, 1959
Ночь Святого Георгия, 1343
Революция кьомпи, 1378
Восстание в Бобылне, 1437
Даке Фейд, 1542
Славная революция, 1688
Американская революция, 1774
Великая французская революция, 1789
Гаитянская революция, 1804
Бельгийская революция, 1830
Весна наций, 1848
Славная революция, 1868
Революция Синхаи, 1911
Вожди революции




Добавим Ваши материалы по теме.
Наш E-mail: support@kollapsis.ru


Нужна ли России сейчас революция?
 Да
 Нет
 Все равно не поможет


Горячие новости:

Революция в Киргизии и её последствия
Читать

Зюганов обещает революцию в России!
Читать

Революция в Греции
Читать

Снимают фильм о революционных потомках, свидетельствующих о китайско-русской дружбе
Читать

20-летие падения Берлинской стены
Читать



 

Украинская власть, разрывая традиционные связи, уводит страну на Запад

2008-09-01 / Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД РФ.

После признания Южной Осетии и Абхазии стало ясно, что отношения между Россией и Украиной никак не отвечают характеру стратегического партнерства. Впрочем, таковыми они не являлись уже давно, хотя политики двух стран до последнего использовали этот термин.

Взаимоотношения эти не являются примером не то что стратегических, но и добрососедских. Стратегический их характер был определен Большим договором о дружбе и сотрудничестве 1997 года. Россию, которая ратифицировала договор в 1999 году, видимо, не смутил тот факт, что еще в 1997 году Украина стала членом ГУАМ – организации, чья деятельность шла вразрез с интересами России. Но документ вступил в силу, а сам факт его наличия и длительная история совместного существования двух государств позволял Москве и Киеву по-прежнему говорить об особых и динамичных отношениях, не замечая «шероховатостей».

Не отказываясь от договора с Россией и заявляя о необходимости добрососедских отношений, Украина одновременно пошла на сближение с теми странами, которые делали ставку на сотрудничество с Западом. В рамках ГУАМ Киев активно развивал политические контакты с Грузией, продвигая энергетические и транспортные проекты, призванные ослабить влияние России в Черноморско-Каспийском регионе. Впереди этих отношений шла политика, поскольку экономики этих стран связаны весьма слабо. Впрочем, Украина не могла похвастаться какими-либо достижениями.

Ющенко сыграл на обострение

Военный конфликт в Южной Осетии позволил президенту Украины действовать более раскованно в отношениях с Россией, консолидировать вокруг себя те силы, которые традиционно негативно относились к российской политике. Сначала последовали заявления официальных лиц о поддержке действий Грузии в Южной Осетии и выражение солидарности с грузинским руководством. Затем состоялся визит украинского президента в Тбилиси. Одновременно был запущен новый маховик давления на Черноморский флот РФ. Все это наглядно продемонстрировало, что Украина из двух главных партнеров – России и Грузии – встала на позиции последней.

Реакция Киева во многом закономерна. Прозападный «дрейф» Украины в сторону евроатлантической системы безопасности и интересов европейских стран начался после распада СССР, но в тот период этот курс не получил четкого оформления. Ситуация изменилась после украинских событий ноября–декабря 2004 года, получивших название «оранжевая революция», когда прозападная ориентация Украины приобрела более четкую направленность. Одновременно прозападный курс Киева все больше вступал в противоречие с существующими российско-украинскими отношениями, которые рассматривались определенными силами внутри Украины в качестве тормоза для вступления страны в сообщество европейских стран. В итоге российско-украинские отношения начали стремительно ухудшаться, поскольку пришедшие к власти политики в силу характера внутриполитической борьбы и поддерживаемые западными странами постоянно шли на обострение ситуации с Россией по широкому спектру вопросов двусторонних и многосторонних отношений.

Причины односторонней внешней политики Украины, направленной на ослабление связей с Россией и размежевание с ней по всем направлениям, кроются в тех задачах, которые реализует украинское руководство совместно с Грузией, ориентируясь на интересы западных стран. Их смысл сводится к тому, чтобы не допустить укрепления позиций России, и прежде всего на постсоветском пространстве. Эта простая формула определяет характер действий в адрес России. И здесь постсоветские страны выступают в качестве инструмента давления. Обострение отношений бывших советских республик с Россией как нельзя лучше вписывается в решение этой задачи.

В Грузии и Украине не устают говорить о том, что военные действия в Южной Осетии продемонстрировали, что их гарантом может стать НАТО. Однако нужны ли альянсу такие проблемные страны – большой вопрос. Кроме того, экономики этих стран находятся не в том состоянии, чтобы самостоятельно и без ущерба для себя проводить модернизацию вооружений и реформирование своих армий.

Стратегические отношения между Украиной и Грузией не подкрепляются экономическими интересами и основаны на политических мотивах, что привносит в отношения этих стран конъюнктурный характер. Их дружба в большей степени цементируется неприятием политики России. И чтобы Россия ни делала, она всегда будет виновата в глазах той части политической элиты, которая придерживается антироссийских позиций.

Ющенко и его политические союзники сознательно пошли на то, чтобы Украина была вовлечена в конфликт между Россией и Грузией. Но вряд ли кто-либо просчитывал экономические потери от ухудшения отношений с Россией в долгосрочной перспективе.

Украина не будет иметь экономических и политических выгод от своей однозначной поддержки Грузии. Ющенко получил благодарность в западных столицах, продемонстрировав свой европейский выбор, однако инвестиций в украинскую экономику, которая переживает нелегкие времена, это не прибавит. Более того, интересы Украины в Грузии несопоставимы с интересами, которые украинская сторона имеет в России. Противостояние отношений с Россией может углубить раскол в украинском обществе, обострить политическую ситуацию внутри страны. В том же Крыму, где сильны пророссийские настроения, действия украинского руководства в отношении ЧФ РФ, давление на него не вызовет ничего, кроме дополнительной озлобленности.

Российская политика нуждается в изменениях

Движение Украины в сторону Запада должно подталкивать Россию к пересмотру своей внешней политики. Говорить о добрососедских, а тем более стратегических отношениях нельзя в условиях, когда соседнее государство проводит политику, идущую вразрез с интересами «стратегического партнера». Следует различать политику государства и отношения между двумя народами. За длительную историю совместного проживания между ними установились действительно братские отношения, которые цементировались общей культурой и историей. Даже спустя 17 лет после получения независимости в Украине велико число тех, кто с искренней симпатией относится к России. Но политика руководства украинского государства не совпадает с настроениями, которые существуют в обществе. Проходить мимо этого факта, не замечать недружественной политики Москва не может.

Поддержка Украиной Грузии должна заставить Россию пойти на изменение своих внешнеполитических подходов в отношении непостоянного соседа. Вероятно, России не следует ограничиваться лишь политическими заявлениями. Позиция Украины может стать причиной для сворачивания военно-технического и экономического сотрудничества, а в перспективе и для введения санкций.

Очевидно, что до президентских выборов, которые должны пройти в конце 2009 года, украинская политика вряд ли изменится в лучшую для России сторону. Да и слишком велик будет соблазн у определенных политических сил использовать тему давления России, критиковать ее так называемую имперскую политику и демонстрировать своему избирателю прозападный выбор. Поэтому вопрос о НАТО, цена на природный газ, Черноморский флот РФ, русский язык и пересмотр исторического наследия еще не раз станут предметом споров и спекуляций в двусторонних отношениях.

Вряд ли России стоит ждать, когда Украина выберет нового лидера. К тому же нет никаких гарантий, что следующий глава украинского государства в одночасье откажется от «наследия» Ющенко и пойдет на изменение внешнеполитического курса. Как показывает история, каждый последующий президент Украины занимает более жесткие позиции в отношении России. Да и не для того делалась оранжевая революция, чтобы позволить Украине вновь повернуться лицом к России. Западу нужны нестабильные российско-украинские отношения, которые превращали бы все постсоветское пространство в очаг повышенной напряженности. Соблазн использовать Украину в качестве инструмента давления на Россию весьма велик. Что касается издержек в виде раскола украинского общества и повышенной политической температуры, то она в расчет не берется.

Не стоит обольщаться и в отношении так называемых пророссийских сил, которых на Украине, как, впрочем, и в других странах постсоветского пространства, нет. Многие политические силы используют декларации о стратегическом партнерстве с Россией исключительно для консолидации своего электората накануне выборов. И на эту удочку уже в который раз ловятся российские политики, для которых заявления о любви к России служат успокаивающим лекарством. В этой связи необходимо налаживать диалог с разными политическими силами, независимо от их политической окраски, последовательно и четко отстаивая свои интересы.

Иллюзии относительно того, что возобладает здравый смысл и Украина повернется лицом к своему историческому соседу, также лишены оснований. Внешняя политика Киева последних лет является несбалансированной, отражая слабость украинской государственной власти, которая ориентирована не на действительное решение насущных вопросов, а на имитацию развития. Наиболее обсуждаемые среди политиков ситуации – вступление в НАТО и проблема русского языка, в то время как продолжается обнищание населения, стремительно растет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, а законодательная и исполнительная ветви власти уже не первый год сходятся в жестком клинче за саму власть. Стоит ли после этого удивляться тому, что многие решения президента и правительства Украины в преддверии выборов главы государства больше напоминают пиар-акции, нежели попытки найти реальный выход из сложившейся ситуации.

В этих условиях формирование российской внешней политики должно происходить при четком понимании того факта, что внешнеполитический курс Украины приобрел определенную направленность, которая вряд ли изменится в будущем. Более того, как факт следует воспринимать то, что украинский президент прилагает усилия для геополитического отрыва Украины от России и во многом это ему удается. Не стоит России обольщаться ни так называемыми пророссийскими заявлениями отдельных украинских партий, ни личными договоренностями, достигнутыми в ходе визитов в Москву. Политические обещания ничего не стоят. Это уже не раз подтверждала новейшая украинская история. Поэтому чем раньше Россия сформулирует новые принципы своей политики в отношении не только Украины, но и постсоветского пространства в целом, тем меньше политических и экономических потерь она будет нести.